Можно ли беременным на похороны: суеверные традиции или реальная предосторожность?

Славяне издавна отличались суеверностью, потому и закрепились у русского народа поверья и приметы в большом числе. Много их связано с детьми, младенцами и беременностью, потому что продолжению рода у славян неизменно уделялось немаловажное значение.

Считалось, что женщина, которая желает переносить и родить здорового малыша, должна знать, что дозволено делать беременным и что невозможно: дозволено либо нет рассказывать о беременности прежде времени, разрешается ли заблаговременно готовить «приданое» для малыша, дозволено ли беременным ходить на похороны.

Давние корни народных поверий

В старину у людей вызывали суеверный ужас и ужас всякие события, видимого объяснения которым обнаружить не получалось. К таким необъяснимым и необычным событиям относилась гибель и всё, что с ней связано. Осознать, куда «уходит» усопший человек, не удалось и сегодня, потому и приписывают различные невообразимые объяснения такому «феномену» и объединяют с трагическими событиями невероятное число примет и поверий.

Всё, что у древних славян было связано со гибелью и рождением новой жизни, было «окутано» секретом и загадкой – эти два события объединяли в один энергетический клубок и узко переплетали одно с иным. Считалось, что усопший человек уходит в «иной мир», а новорожденный – приходит из этого «иного мира». Теперешний мир и социум не избавились от этих поверий и суеверий, потому что они имеют теснее генетические корни. Напротив, через время они укрепились новыми объяснениями и толкованиями – религиозными, необъяснимыми, психологическими, философскими.

Издавна повелось, что беременность и похороны —  понятия безусловно несовместимые, но объяснения этому подавались различные. Мистически настроенные родственники неизменно выдавали несколько версий, напрямую связанных с «переселением душ».

Мистическое толкование поверья

Сторонники теории  о «переселении души» позже гибели неизменно искали разумное трактование тому, где же находится душа, оставившая тело до вселения в новую «обитель». Версий выдвигалось и выдвигается много, и одна из них говорит о том, что души усопших людей обитают на кладбище, рядом с местом захоронения тела.

Отсюда и пошли версии и объяснения того, отчего беременным невозможно ходить на похороны: 

  • Согласно первому объяснению, не рожденный младенец в утробе матери ещё не имеет своей души, потому душа всякого покойника с кладбища может вселиться в него. Считалось, что таким методом дозволено лишить грядущего младенца его судьбы и везения, навязав ему судьбу покойника. Позже такого объяснения ни одна беременная не хотела посещать похороны и ходить на кладбище;
  • Согласно 2-й версии, если женщина посещает похороны во время беременности, в её не рожденного малыша вселится душа именно того человека, которого хоронят. Неважно, кем доводится грядущей матери умерший, такое «переселение» также дюже отрицательно скажется на здоровье и благополучии младенца, потому что «чужая душа» неукоснительно уведет человека вдалеке от правдивого пути. Считалось, что у таких детей не будет своей судьбы;
  • Третья версия имеет украинские корни. Её последователи утверждают, что души маленьких детей, которые скончались не крещенными, бродят в окрестностях кладбища, сбившись «стайкой». В народе их называли по-различному, по одной из версий – «потерчатами».  Им приписывали различные каверзы: словно они сбивали с пути ночами блуждающих пьяниц и путников, пугали загулявшуюся молодежь, но исключительно – поджидали беременную рядом с погостом и вблизи церкви при отпевании покойника. Неосмотрительная женщина таким методом «отдавала» им своего младенца в ряды «потерчат»: ребенок рождался мертвым либо гиб сразу позже родов. В отдельных случаях, если малыша поспевали окрестить, он выживал, но рос болезненным и несчастливым: маленькие «потерчата» не прощали того, что их смогли перехитрить.
  • Любое необъяснимое трактование способно крепко напугать грядущую мать и отбить у неё охоту думать над дилеммой: стоит ли ходить на похороны беременной. С иной стороны, религиозно настроенные близкие способны развеять страхи и опасения, обратившись за разъяснением к православной церкви.

    Православный подход к объяснению поверья

    Служители православной церкви, со своей стороны, предупреждают о недопустимости принимать народные толкования и суеверия для воцерковленного христианина. Считается, что «суеверия» — это элементы не правдивой, а «суетной» надежды, которая идет от «лукавого».

    Относится это и к поверьям, связанным с  посещением похорон во время беременности:

  • Священнослужители обращают внимание на то, что чтить память об усопших родственниках нужно, и период вынашивания младенца не является преградой для этого. К нужным действиям священнослужители относят: молитву, подаяние за умерших, пожертвование в виде свечи за упокой. При этом проститься с близким умершим родственником не возбраняется, если женщина ощущает себя недурно и способна выстоять обряд отпевания в храме.
  • Не рекомендуется ходить на похороны родственников беременным женщинам в тех случаях, если имеется опасность невынашивания для грядущего младенца либо сама женщина ощущает себя нехорошо. Обязанность грядущей матери во время вынашивания младенца – заботиться о своём здоровье и благополучии грядущего младенца, доверенного ей Богом. Следственно проступком считается всё, что мать будет делать в ущерб малышу и себе, в том числе пренебрежение сигналов организма о неблагополучии.
  • Согласно Библейскому преданию, Иисус Христос в период своей земной жизни странствовал по земле, исцеляя людей от хворей и облегчая их души. Молва о нем стремительно разнеслась по земле, все спешили получить исцеление от провидца. Всякому, кто обращался к нему с просьбой о помощи, Иисус говорил: «А верите? По надежде вашей будет вам…». Вот отчего православные священнослужители и сегодня обращают внимание прихожан на то, что сила надежды должна сопровождать человека каждый его земной путь.

    Беременной женщине не стоит верить в то, что потусторонние силы во время похорон способны навредить малышу, в отвратном случае, «по надежде вашей да будет вам…». Дозволено беременным ходить на похороны в тех случаях, когда грядущая мать принимает верную позицию упования на охрану и заступничество Господа и Богородицы.

    Психологическое и физиологическое толкование запрета

    Своё трактование того, отчего беременным невозможно ходить на похороны, дают психологи и физиологи. Задача заключается в психоэмоциональном настрое матери, тот, что передается и малышу.

    Кроха с первых недель живет с матерью одним организмом, тонко чувствует даже перепады её настроения, а тем больше переживания глубокого горя:  

  • С точки зрения научной психологии, крошечной жизни внутри матери пагубны всякие негативные эмоции. Детские психоаналитики, практиковавшие психоанализ и консультирование новорожденного малыша и грудничков, пришли к чудесным итогам: малыши несут свои задачи из пренатального периода и способны проецировать их во время первых недель и месяцев жизни. Те младенцы, чьи матери переживали мощное нервозное потрясение во время беременности, через несколько недель позже рождения начинали пугать близких мощными приступами удушья, мощными высыпаниями по телу, кратковременной остановкой дыхания – нормальными психосоматическими признаками.
  • Кроме того, с физиологической точки зрения, крутые и большие негативные эмоции, переживаемые матерью, способны навредить хрупкой нервозной системе плода, что позднее выльется в задачи со здоровьем у ребенка. Малыш будет своенравным, допустимы нарушения сна, аппетита.
  • Идти либо нет на похороны близкого человека, грядущей матери решать самой. Множество ссылаются на то, что они и так мощно переживают по поводу утраты, следственно дрянней не будет.

    Однако они не рассматривают тот факт, что вид мертвого родного человека в гробу горазд вызвать крепкое нервозное потрясение и стресс. На фоне ослабленной гормональными сбоями нервозной системы стресс горазд стремительно переходить в дистресс, и теснее именно такое состояние затребует медикаментозной успокоительной терапии.

    Маленький человек при этом испытает двойную нагрузку: нервозную и медикаментозную. Вот отчего и врача, и психологи рекомендуют: раньше чем принимать решение о том, ходить либо не ходить на похороны родственников во время беременности, следует скрупулезно взвесить все «за» и «супротив» и проанализировать своё состояние.