Развитие речи у детей на ранних этапах: как построить домашние занятия?

Любая мама озабочена тем, дабы её чадо своевременно заговорило, да не легко так, а с положительной дикцией, удачно усваивая новые слова и искусно строя фразы. Речь — непременный навык для человека, следственно его становлению нужно уделять специальное внимание. Побеседуем о том, как это класснее делать.

Что такое становление речи у детей?

Проще говоря, это значит — обучите своего ребёнка говорить. Но разве он не обучится этому так либо напротив, слушая вас и повторяя за вами вначале звуки, потом слоги и, наконец, слова и целые фразы? Безусловно, обучится, исключительно если от природы склонен энергично познавать новое и увлекательное.

Однако от матери ожидаются значительно крупные усилия, дабы, применяя дикцию, ускорить и облегчить освоение звукового лада речи, расширить лексикон и разнообразить комплект готовых фраз для общения.

Цели становления речи детей раннего возраста обязаны быть следующие:

  • помочь освоить артикуляционный агрегат (обучить положительно произносить звуки, обладать языком, губами, зубами, нёбом);
  • добиться чёткого и ясного произношения звукосочетаний (когда лепет переходит в разговор слогами);
  • научить называть словами предметы, явления, действия, качества и т.п.;
  • проследить за образованием фразовой речи — примитивными, но связными предложениями с различной интонацией.

Такая подготовка идеально нужна для дошкольного обучения письму и чтению, а последние два пункта остаются востребованными на протяжении каждого школьного обучения.

Этапы становления речи детей

Обычно малыши теснее к 3 годам могут классно отличать предметы и давать им положительные наименования и колляции. В это же время энергично проявляется словотворчество, когда наименования придумываются из любимых слогов либо путём слияния частей различных слов, по аналогии и т.п. (ластица — «ласточка+птица», петушка — «курочка», дидика — «дед»).

Всё поменьше становится игр с повторением одного и того же слова, появляется живой интерес к воспроизведению целых предложений. Также малыш в этом возрасте уверенно даёт результат на примитивные закрытые вопросы (да—нет), изредка теснее в силах немножко пересказать любимую сказку либо описать то, что видит на картинке либо на улице в нескольких фразах.

Разговор 4 и 5-летних теснее состоит из крепких завершенных фраз, которые могут быть связно нанизаны на сюжет сказки либо мультфильма. Пересказ событий на детской площадке может быть значительно увлекательнее в этом возрасте за счёт освоения различных глаголов. Теснее возникает навык последовательного пересказа диалога.

Картинки для детей на становление речи отходят в прошлое, отличнее идёт дело со сказками в красочных рисунках, книжками-раскладушками. Дозволено делать инсценировки сказок с бумажным либо кукольным театром, давая малышу разыгрывать диалоги любимых героев.

Пятилетки знают гораздо огромнее существительных и глаголов, умеют правильно подобрать прилагательное, энергично применяют примитивные наречия (классно, тепло, стремительно, близко и пр.). Речь быстро прогрессирует, возникает интерес к декламации стихотворений, рассказам по картинке, мультфильму, сказке без помощи мамы.

Могут пересказать диалог с иным ребёнком либо взрослым, давая при этом попутные примечания (понравилось, оскорбительно, нечестно, верно). В этом возрасте детки энергично постигают новые для них типы предложений — с поводом, предположением, побуждением и повелительным наклонением (потому что…, наверно…, давай… и т.д.).

Первоклассники 6-7-летнего возраста стремительно пополняют словарный резерв, учатся применять синонимы и антонимы, многозначные слова (кисть, дворец), узнают различие литературной и разговорной речи, этикет общения, развивают речевую и артикуляционную память. Когда прошлые этапы отлично освоены, на этом дозволено начинать занятия зарубежными языками.

Методики становления речи детей дошкольного возраста

Чтобы стимулировать процесс и подмогнуть малышу учиться, надобно организовать домашние занятия в форме игр. Для этого желанно отвести в комнате зону с классным освещением, комфортным столом и стульями (если есть вероятность, используйте детскую мебель) либо мягким ковром, креслами-мешками.

Обстановка имеет весомое значение для концентрации внимания, так что обеспечьте вам обоим удобство и умиротворение.

Используйте многообразный методический материал:

  • картинки предметов, зданий, звериных и людей;
  • рисунки-раскраски, развивающие мелкую моторику;
  • игрушки для раннего становления — пирамидки, кубики, конструкторы;
  • настольные игры для самых маленьких, лото;
  • книжки с картинками и огромным шрифтом, азбуки.

Устные занятия тоже главны, для них приготовьте детские считалочки, стишки, песенки и скороговорки. Способ скороговорок для становления речи детей безукоризнен для укрепления артикуляционного агрегата и дюже нравятся детям. Разучите совместно несколько примитивных, после этого переходите к больше трудным и длинным. Произношение малыша улучшится дюже стремительно.

Как «разговорить» ребёнка-аутиста

Развитие речи у аутичных детей упирается в слабый отклик на словесном ярусе и несоответствие (неимение) результата на вопрос. Как обучить говорить того, кто не повторяет за вами ни слов, ни звуков, а зачастую даже не реагирует на обращение?

Родителям необходимо запастись терпением и неукоснительно освоить одну из методологий общения и обучения для аутистов. На подмога придут особые классы, семинары и книги (есть и в интернете), посещение занятий с педагогом — экспертом по работе с аутичными детьми.

Советуем вам обратить внимание на последние разработки методистов. Сегодня в специализированных обучающих центрах используют ABA (c англ. прикладной обзор поведения) — разработку Роберта Шрамма, разрешающую обойти первичный отказ аутиста отвечать и разговаривать.

Разыщите и изучите его книгу «Детский аутизм и ABA», из неё вы узнаете:

  • как по поведению ребёнка узнать о его целях и побуждениях;
  • как применять вербальное поведение для общения с аутистом;
  • чему и как дозволено обучить аутиста, возместить недостаток обыкновенной речи и подмогнуть ему освоить метод общения речью через действия.

Следующая книга, которую необходимо неукоснительно исследовать — Это «Становление речи у аутичных детей» Ларисы Нуриевой. Её методология дозволяет обучить ребёнка речевому общению в обход его недостатка — через картинки, музыку, массаж, запахи. Её тренинги, тем не менее, не оторваны от основного — обучить произносить звуки, слова, целые предложения, читать и понимать текст на слух.

Чтобы достичь триумфа по всякий методике, вы обязаны непрерывно напоминать себе о значении речи в становлении ребёнка с аутизмом: всякий раз, когда вам удаётся вывести общение с ним на новейший ярус, вы оказываете неоценимую подмога грядущей фигуры, которой придётся жить в социуме и адекватно выражать себя перед другими людьми. Будьте напористы, последовательны и терпеливы, и ваши старания неукоснительно вознаградятся!