Этапы развития ребенка: возрастные изменения по месяцам и периодам

Развитие человека начинается с момента зачатия, это беспрерывный ступенчатый процесс, тот, что занимает всю жизнь. Его отличительной спецификой является неровность, периоды ускоренного роста сменяются замедленными.

Развитие ребенка происходит правомерно, в равной степени оно зависит от нескольких факторов: наследственности, условий жизни, обучения и воспитания. Информация об этапах становления детей дозволит молодым мамам адекватно оценить триумфы малыша и своевременно подметить задачи.

Этапы становления ребенка до года

На протяжении первых месяцев жизни организму ребенка доводится исполнить наиглавнейшую миссию по адаптации к новым условиям существования, купить уйма навыков, наладить функционирование основных систем. За год малыш проделает грандиозный путь, никогда огромнее он не будет обучаться с такой скоростью.

Давая оценку становлению малыша, опираются на несколько показателей:

  • рост;
  • вес;
  • количество зубов;
  • параметры тела;
  • приобретенные функции.

Грудной период в жизни малыша расписан по месяцам, невозможно пропускать этапы становления ребенка до года.

Это должен быть ступенчатый процесс, не нарушающий основные природные процессы:

  • 1 месяц – малыш рождается с длиной тела 50-55 см и весом 3-3,8 кг. Это средний показатель, мальчуганы обыкновенно на 2-3 см длиннее девчонок. Ребенок пока не обладает многими функциями тела, но имеет несколько рефлексов: сосательный, хватательный, ходьбы и другие. Крупную часть времени занимает сон, на неприятные раздражители младенец реагирует громким ревем.
  • 2 месяц – грудничок может удерживать головку до 10 сек, узнает мамин голос, улыбается ей. Малыш энергично гулит, следит взором за предметами, пытается их удержать. Он набирает 700-800 гр веса, становится больше чувствительным.
  • 3 месяц – ребенок уверенно держит голову, лежа на животе, опирается на предплечья. К этому сроку он должен уметь переворачиваться со спины на бок. Малыш требует огромнее общения, постигает мир, пробуя пеленку либо игрушки. Его дневной сон становится короче, а ночной удлиняется.
  • 4 месяц – младенец проявляет личностные качества, у него возникают любимые игрушки и потешки. Он легко переворачивается, удерживает погремушку либо тянется за ней. От славных ощущений ребенок хохочет, пытается произносить первые буквы.
  • 5 месяц – малыш развивает способность опираться на ноги, движения конечностей становятся больше скоординированными. Он узнает близких людей и боится незнакомцев, реагирует на интонации голоса.
  • 6 месяц – ребенок невидимо подрастает, его рост около 70 см, а вес до 8 кг. Он обучился сидеть, перекладывать игрушки, проситься на ручки. Лепет малыша напоминает слова «ба-ба», «ма-ма».
  • 7-8 месяц – дети начинают энергично ползать, независимо вставать, держась за опору. Они учатся играть с примитивными предметами: толкать мяч, снимать крышку, надевать кольца пирамидки. Ребенок может запоминать цифры, наименования звериных и показывать знакомые предметы. В этом возрасте многие дети с удовольствием танцуют.
  • 9-10 месяцев – совершенствуются системы и функции, ребенок может концентрировать внимание, не только держать, но бросать предметы. Малыш самосильно садится и ползает, учится ходить с помощью.
  • 11-12 месяц – к этому периоду множество детей начинает ходить самосильно. В речи возникает комплект примитивных слов, малышам увлекательна компания детей. Они постигают друг друга. Годовалый младенец имитирует жесты и поступки взрослых, повторяет разные звуки. Он горазд надеть некоторые вещи, сам ест и пьет из чашки. До года словарный резерв достигает 10-15 слов. Если ваш ребенок пока не пошел без опоры либо нехорошо говорит, это не причина для переживаний. При типичном физическом становлении он скоро догонит сверстников.

Этапы становления речи у детей

Как и многие навыки, становление речи требует поэтапного становления. Возрастные проявления речи приметны позже 3 месяцев, когда ребенок энергично «агукает». К концу первого полугодия он говорит несколько слогов. К году в арсенале у ребенка несколько слов, связанных с определенными предметами. Не неизменно эти слова произносятся отчетливо, пока они ближе к лепету. На исходных этапах у детей неизменно соседствует верно и ненормально произносимые слова.

К 2 годам словарный резерв ребенка достигает 50-100 слов, возникают короткие предложения. К 3 годам малыш начинает задавать вопросы, а к 4 – в его речи возникают трудные фразы. Основным показателем типичного становления речи является не правильность произношения слов, а знание выстраивать из них предложения. Стремительное растяжение словарного резерва зачастую не дает времени малышу освоить положительное произношение слов. К этому стоит отнестись спокойно, артикуляционный агрегат ребенка не довольно развит.

Развитию речи содействует диалог, следственно нужно уделять внимание общению с малышом.

Возрастные этапы становления ребенка

Процесс становления детей делят на два основных этапа: внутриутробный либо пренатальный и внеутробный. Они охватывают период от зачатия до полового созревания.

Весь данный длинный путь поделили на несколько дистанций (этапов):

  • пренатальный – около 38 недель от зачатия до рождения;
  • новорожденный – от 0 до 1 месяца;
  • грудной возраст – до 1 года;
  • раннее детство – от 1 до 3 лет;
  • дошкольники – 3-7 лет;
  • младший школьный возраст – 7-12 лет;
  • подростковый либо период полового созревания – от 12 до 17-18 лет.

Внутриутробный период становится базой, формирующей внутренние органы. Положительное питание и образ жизни матери оказывают существенное могущество на становление маленького человека.

Пренатальный этап делится на три стадии:

  • зигота – до 2 недель в данный период оплодотворенная яйцеклетка насыщенно делится, создавая эмбрион;
  • эмбриональная – до 8 недели, на этом этапе формируются органы и системы малыша, начинает драться его сердце;
  • стадия плода – с 9 до 40 недели плод энергично растет, возрастает в размерах, все системы подготавливаются к независимой жизнедеятельности.

К моменту рождения малыш может реагировать на раздражители, различать голоса, ощущать вкус и прикосновения. Некоторые черты нрава ребенка закладываются в это время, следственно так значим контакт матери и малыша.

Новорожденному в первые минуты внеутробной жизни доводится приспосабливаться к новым непривычным условиям жизни. Его атакуют враждебные факторы внешней среды. Стабильность иммунитета новорожденного обеспечивает грудное вскармливание. Малыш еще не может руководить своим телом, уход за ним всецело ложится на родителей.

Первый год жизни ребенка связан с обучением, он учится сидеть, ползать, ходить, взаимодействовать с внешним миром. Возрастные метаморфозы сопровождаются насыщенным ростом, к концу первого года вес тела возрастает в 2 раза, а рост на 50%. Для полновесного становления малышу требуется режим питания и пригодная пища. К 10-11 месяцев у грудничков формируются зачатки речи, они теснее не примитивно «агукают», а произносят 5-8 примитивных слов.

Раннее детство и дошкольный возраст сопровождаются замедлением темпов увеличения роста тела, сейчас на 1-й план выходит образование двигательных функций и психологического становления.

Изменяется рацион питания, расширяются границы окружающего мира. Дети попадают в дошкольные учреждения, где отслеживается узкий контакт со сверстниками. Данный период сопровождается частыми заболеваниями, пассивный иммунитет, переданный матерью, слабеет, а личные защитные силы организма только формируются. Недопустить происхождение опасных заболеваний помогает своевременное прививание. У дошкольников происходит осознание себя как отдельной фигуры, они энергично мыслят, овладевают исходным багажом познаний.

Поступление в школу и первые годы обучения становятся главным этапом адаптации к общественным нормам. Дети находятся в физическом и психическом напряжении, нужно обеспечить контроль над их питанием и полновесным отдыхом. Психологическая помощь родителей не менее значима, чем опека о физическом состоянии.

Подростковый период – один из скептических этапов в жизни человека. Возрастные метаморфозы организма, находящегося под влиянием гормональной перестройки, сопровождаются чувствительной малоустойчивостью. Раздоры со старшими и ровесниками, заниженная самооценка – с этими сложностями сталкивается множество подростков. Сроки полового созревания зависят от индивидуальных особенностей, девчонки прогрессируют стремительней мальчуганов. Данный этап завершает физическое и душевное становление ребенка. Перед нами зрелый независимый человек.

Психическое становление детей

Каждый ребенок имеет комплекс прирожденных рефлексов, помогающих ему выжить. Вследствие психическому становлению малыша они дополняются социальными навыками, ответной реакцией, зачатками характера, формирующего новую фигура. Возрастные периоды становления узко взаимосвязаны с чувствительным и умственным ростом детей.

Для младенчества характерен моторный этап, связанный с получением двигательных функций. Дальше начинается этап сенсорных ощущений, включающий слуховое, зрительное, тактильное воспринятие окружающего мира. Сенсорное становление длится до 3 лет, оно закладывает основу абстрактного воспринятия и мышления.

Аффективный период (3-12 лет) – усложняется воспринятие увиденного, ребенок задумывается над представлениями «дрянно» и «классно». С 3 лет возникает склонность к автономности. Становление логичного мышления у детей дошкольного возраста происходит через игру и другие виды деятельности (рисование, лепка).

Идеаторный этап – системы мышления становятся труднее, дети заранее просчитывают свои поступки. Данный период доводится на подростковый возраст, сопровождающийся гормональной перестройкой организма. От позиции родителей зависит, как воспримет себя подросток – обнаружит свое место в жизни либо будет бунтовать.

Развитие ребенка – масштабный процесс, в тот, что привлечены и его родители. Сделать удобные данные для физического и психического улучшения малыша – это миссия семьи.